+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
16.04.2010

Как подготовиться к проверке


Новый закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» изменил некоторые правила проведения проверок. Их нужно знать, чтобы быть готовыми к визиту контроллеров

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Продолжительность проверки не должна превышать 20 рабочих дней. Об этом сказано в ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). В исключительных случаях срок выездной плановой проверки может быть увеличен, но не более чем на 15 дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Стоит отметить, что до принятия указанного закона плановые проверки могли проводиться не чаще чем раз в два года, а их максимальный срок был ограничен 30 днями.

Согласно ст. 10 Закона № 294-ФЗ, проведение внеплановой проверки возможно в случаях:

  • 1. 
    истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • 2. 
    поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  • 3. 
    издания приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора).

    Согласно ст. 11 Закона № 294-ФЗ, предметом документарной проверки являются:

    • сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности;
    • документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

    Документарная проверка проводится по месту нахождения трудовой инспекции.

    Как сказано в ст. 11 Закона № 294-ФЗ при проведении документарной проверки контролеры не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

    Согласно ст. 12 Закона № 294-ФЗ, предметом выездной проверки являются:

    • содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения;
    • соответствие их работников,
    • состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств,
    • производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

    По новому правилу о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 приведенного выше перечня, и внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

    Однако в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не предусмотрено.

    Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не невозможно:

    • 1. 
      удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
    • 2. 
      оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

    По новым правилам органы контроля заранее (за некоторым исключением) согласовывают с прокуратурой выездные внеплановые и плановые проверки.

    Выездная проверка начинается с предъявления контролерами служебного удостоверения.

    Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Это общее требование к проверкам всеми контролирующими органами. Оно закреплено в Законе № 294-ФЗ. Проверяющие должны ознакомить руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц. Также они должны ознакомить указанных лиц с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. Об этом сказано в ст. 12 Закона № 294-ФЗ.

    Обратите внимание на предмет и цели проверки. Инспекторы не могут выходить за их рамки. Например, если тема проверки трудовой инспекцией - начисление и выдача заработной платы, то проверять вопросы, связанные с увольнением работников, контролеры не вправе.

    Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

    В распоряжении должно быть указано:

    • 1. 
      наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
    • 2. 
      фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
    • 3. 
      наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
    • 4. 
      цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
    • 5. 
      правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
    • 6. 
      сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
    • 7. 
      перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
    • 8. 
      перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
    • 9. 
      даты начала и окончания проведения проверки.

    Если к вам с проверкой пришли несколько человек, посмотрите, указаны ли они в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот инспектор, фамилия которого есть в предъявленном документе.

    Заверенная печатью копия распоряжения обязательно должно быть передана представителю проверяемой организации под роспись, одновременно с предъявлением служебного удостоверения проверяющего. Если инспекторы не предъявили вам распоряжение о проведении проверки и служебное удостоверение, Вы можете отказаться впускать контролеров. Такая проверка незаконна.

    Если у инспекторов все в порядке с документами, не нужно мешать проверке. Лучше постараться все представить в наиболее выгодном для проверяемой организации (предпринимателя) свете.

    При проведении проверки, и у инспекторов, и у организации есть определенные права и обязанности. О них пойдет речь в следующей статье.