+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
16.03.2011

Клиринговая деятельность в России


В России принят новый закон о клиринге. Если ранее данные услуги регулировались парой абзацев закона «О рынке ценных бумаг», то теперь понятие и особенности клиринга подробно раскрыты в Федеральном Законе «О клиринге и клиринговой деятельности».

7 февраля 2011 года принят новый Федеральный Закон «О клиринге и клиринговой деятельности». Ранее аналогичных законов в России не было, поэтому на изучение и внедрение его положений дано определенное время. Данный закон вступит в силу только 01 января 2012 года.

Разумеется, всем, кто связан с бизнесом и экономикой суть клиринга была известна и раньше. Однако только сейчас понятие клиринга дано официально. Только лишь в феврале этого года правотворцы сформулировали и утвердили все правила и особенности осуществления клиринговой деятельности в России.

Что такое клиринг

До февраля 2011 года понятие клиринга присутствовало только в шестой статье Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» и звучало оно следующим образом:

Клиринговая деятельность — деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты.

В новом законе понятие клиринга уточнено. В соответствии с его тезисами, клиринг — это определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате полного или частичного прекращения обязательств, допущенных к клирингу, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств. Клиринговая организация — юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности.

Если же вспомнить более привычное и общеупотребимое понятие, то клиринг — система взаимных безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на учете взаимных финансовых требований и обязательств, а клиринговая компания — посредник, который принимает на себя роль покупателя и продавца в данной транзакции с целью обеспечения заказов между двумя сторонами.

Клиринговая организация

Услуги клиринга подлежат обязательному лицензированию. Правила клиринга утверждаются клиринговой организацией и подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков.

Клиринговой организацией может являться только хозяйственное общество (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.), созданное в соответствии с законодательством России. Минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее ста миллионов рублей.

Руководитель клиринговой организации или ее филиала, а также главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля, руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, должны иметь высшее образование, обладать определенным профессиональным опытом и соответствовать квалификационным и иным требованиям, предусмотренным Законом.

Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой и иной деятельностью, предусмотренной ФЗ «О клиринге». Организация, совмещающая клиринг с другими видами деятельности, обязана создать одно или несколько отдельных структурных подразделений.

То есть, если хозяйственное общество пожелает предоставлять клиринговые услуги в России, то ему нужно будет не только получить лицензию, иметь 100 000 000 рублей и соответствовать иным установленным требованиям, но и зарегистрировать Правила клиринга.

Правила обязательно должны предусматривать:

  • Требования к участникам клиринга;
  • Порядок и условия допуска обязательств к клирингу;
  • Порядок проведения клиринга;
  • Права и обязанности клиринговой организации, участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента;
  • Порядок исполнения обязательств по итогам клиринга;
  • Способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, в случае использования такого обеспечения;
  • Условия страхования ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, по обязательствам, допущенным к клирингу, если указанная ответственность застрахована;
  • Размер и порядок оплаты услуг клиринговой организации;
  • И иные положения, установленные законом «О клиринге и клиринговой деятельности».

Вся информация о деятельности клиринговой организации должна быть размещена на её сайте. Адрес сайта должен быть обязательно указан в зарегистрированных правилах клиринга.

Гарантии

Клиринговая организация обязана составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Годовая бухгалтерская отчетность, а также консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.

Клиринговая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей её получения. К данным сведениям относятся:

  • Учредительные документы организации;
  • Правила клиринга;
  • Годовые отчеты клиринговой организации, с приложением аудиторских заключений в отношении содержащейся в годовых отчетах годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности клиринговой организации, а также в отношении содержащейся в указанных годовых отчетах их консолидированной финансовой отчетности;
  • Перечень организаторов торгов, на торгах которых заключаются договоры, клиринг обязательств из которых осуществляется клиринговой организацией;
  • И иная информация, раскрытие которой предусмотрено Законом.

При этом, организация должна защитить информацию доверенных лиц:

  • Коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
  • Информацию об обязательствах, в отношении которых проводится клиринг;
  • Сведения, предоставляемые участниками клиринга в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о клиринге;
  • Информацию о торговых счетах депо и торговых товарных счетах;
  • Информацию об операциях по указанным счетам, о которой стало известно в связи с оказанием клиринговых услуг и (или) осуществлением функций центрального контрагента.

При осуществлении клиринга и исполнении обязательств, допущенных к клирингу, организации могут использовать счета, на которых учитывается имущество участников клиринга и иных лиц, предусмотренных правилами клиринга. Имущество, используемое для исполнения допущенных к клирингу обязательств, может передаваться оператору товарных поставок на основании договора хранения имущества или договора складского хранения.

Денежные средства, размещенные на соответствующих счетах, и имущество, используемое для исполнения допущенных к клирингу обязательств — особым образом защищены.

К примеру, по долгам клиринговой организации не может быть наложен арест на имущество, находящееся на клиринговом счете, а также не могут быть приостановлены операции по указанному счету. Наложение ареста на имущество должника, находящееся на торговом и (или) клиринговых счетах, не препятствует совершению по распоряжению клиринговой организации операций, необходимых для исполнения или прекращения обязательств, допущенных к клирингу

Обращение взыскания на имущество участника клиринга или иного лица, находящееся на торговом и (или) клиринговом счетах, а также приостановление операций по торговому или клиринговому счету не допускаются в отношении имущества, которое необходимо для исполнения или прекращения обязательств, допущенных к клирингу.

Клиринговая организация обязана организовать систему управления рисками, связанными с осуществлением клиринговой деятельности и операций с собственным имуществом, которая должна соответствовать объему и характеру операций, совершаемых клиринговой организацией.

Законом установлены достаточно серьезные гарантии, позволяющие защитить участников клиринговых отношений. Разумеется, все сразу учесть невозможно и наверняка закон будет корректироваться с учетом наработанной практики, однако уже сейчас можно сказать, что принятие ФЗ «О клиринге» стало важной вехой в сфере развития клиринговых отношений в России.