+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
8.02.2012

Семейный бизнес: «за» и «против»


Организовать и развить бизнес, в котором трудятся все или большинство членов одной семьи довольно престижно и надежно, поэтому по аналогии с западными компаниями, отечественные бизнесмены все больше и больше организовывают семейный бизнес. Однако наряду с видимыми преимуществами, бизнес в котором задействованы члены семьи, таит в себе и некоторые опасности, связанные, прежде всего с доверием, с эффективностью развития компании и распределением прибыли.

Каков масштаб семейного бизнеса?

Что не говори, а работать в семейных компаниях удобно, выгодно и приятно любому члену семьи, поскольку в семейном бизнесе гарантирована определенная стабильность положения каждого из участников трудового коллектива. Кроме того, с людьми связанными родственными узами всегда намного проще найти общий язык и прийти к консенсусу, нежели со сторонними партнерами к которым необходимо найти подход. Именно в семейном бизнесе легко разрешить такие спорные вопросы, как повышение заработной платы, предоставление отпусков и выходных дней. Подобное положение свойственно большинству семейных компаний, но не всем. Например, для крупного бизнеса и для некоторых представителей среднего бизнеса, семейный подход к кадровому вопросу, и как следствие этого к уровню заработных плат перестает быть актуальным в наши дни, не всегда являясь полезным для развития бизнеса. Исключением являются члены совета директоров в компаниях, относящихся к крупным сырьевым или промышленным группам. Уделяя должное внимание семейному бизнесу, следует помнить, что на первом месте должна стоять заинтересованность в развитии компании, а уж потом семейный фактор. Безусловно, что в наше экономически нестабильное время многие покидают опостылевшие рабочие места с низкой заработной платой и большими требованиями, начиная собственный бизнес и опираясь в нем на тех, кому можно доверять – на свою семью. Особенно актуален семейный бизнес там, где есть идеи и ресурсы для открытия своего дела. Работа на себя позволяет не только реализовать собственные идеи и амбиции, но и организовать свое время, самого себя, быть ответственным перед собой, зарабатывая для своей семьи. И это явный плюс. Как правило, первыми сотрудниками начинающего бизнесмена становятся члены семьи или близкие родственники, которые не редко работают за «идею». Идеальной формой для начала семейного бизнеса является регистрация ИП, хотя и юридическое лицо в форме Общества с ограниченной ответственностью будет кстати.

«Свои» или «чужие»?

На начальном этапе развития «семейной компании» штат сотрудников невелик, что сказывается на ограничениях в карьерном росте. С одной стороны сотрудники быстро продвигаются по карьерной лестнице, занимая руководящие должности по мере развития. С другой стороны сотрудники, привлеченные со стороны, будут ограничены в развитии своей карьеры, поэтому если вы планируете привлекать в семейный бизнес наемных работников, то позаботьтесь о том, чтобы не все руководящие должности были заняты вашими родными. Именно для развития бизнеса семейным бизнесменам рекомендуется не связывать возможность роста с тем, семейный это бизнес или нет. Руководители компании должны, прежде всего, заботиться о создании сильной команды, на которой будет держаться весь бизнес, и от которой будет зависеть успешное развитие. Актуально создание руководящих должностей и в тех ситуациях, когда семейный бизнес успешно развиваясь, открывает сеть представительств или филиалов в других городах и регионах. Привлекать наемных работников в семейную компанию также нужно и тогда, когда для занятия той или иной должности мало лишь родственных связей и благонадежности, а необходимы специальные знания, например в юриспруденции, бухгалтерии, маркетинге и т.д. Нужда в профессиональных кадрах может возникнуть не только в крупных компаниях, но и в начинающем свой путь семейном бизнесе и грамотный управленец это поймет, как и то, что взять более образованного и опытного сотрудника с «улицы» необходимо для преумножения капитала и дальнейшего развития.

А важно ли доверие?

Для руководителей любых компаний не на последнем месте стоит доверие к собственным работникам, которые являются неотъемлемой частью успешного длительного сотрудничества. При этом руководитель компании должен доверять сотрудникам и как профессионалам, и как людям. Поэтому многие и решают впускать в бизнес родственников, которые в большинстве случаев и предают первыми, особенно если речь заходит о «дележе добычи». Однако понять, что тебя бросил человек, которому ты доверял и увел часть денег для открытия собственного бизнеса, может не каждый. Как следствие приоритета доверия, во многих семейных компаниях члены семьи и родственники находятся в привилегированном положении, занимая высокие должности, получая солидные заработные платы, которые зачастую не зависят от возложенных на них функций. Подобные преимущества не скрываются и со временем могут стать камнем преткновения для работников, приглашенных со стороны и обладающих большими знаниями, опытом, но более низкими зарплатами. Как следствие этого, в коллективе складываются негативные отношения, создающие напряженность и тормозящие развитие. Поэтому если в семейном бизнесе родственники занимают высокие и хорошо оплачиваемые должности, то с ними необходимо сохранять коллегиальные отношения, что не всегда возможно.

Конфликт неизбежен?

В семейном бизнесе, в котором наряду с родственниками работают и сотрудники, приглашенные с «улицы» рано или поздно назреет конфликт, который грамотный управленец должен рассмотреть и предупредить так, чтобы не нанести вред бизнесу и не испортить отношения ни со «своими», ни с «чужими». Для этого никогда не нужно откровенно поощрять одну из сторон. Опытный руководитель всегда займет нейтральную позицию, которая будет правильной, поскольку личные дела и эмоции должны оставаться за рабочим порогом. Кроме того, сотрудники независимо от должности и родственных связей должны понять, что руководитель требует одинаковых результатов от всех работников. Для этого можно издать должностные инструкции с четким распределением прав и обязанностей лиц, занимающих ту или иную должность, с системой отслеживания зон ответственности.

Знания и опыт

Как уже упоминалось, для занятия некоторых должностей у работников должны быть не только определенные знания, но и опыт, что не всегда есть у родственников. Поэтому можно пойти по одному из двух путей, чтобы не вызывать негатива со стороны более толковых работников, занимающих менее вакантные и оплачиваемые должности. Можно отправить таких родственников на обучение по определенной специальности или оплатить им посещение тренингов и семинаров, повышающих  уровень компетенции.

Или же выбрать второй путь – привлечь более грамотных и опытных специалистов со стороны в качестве заместителей, которые будут помогать и словом, и делом. Конечно, можно выбрать и альтернативный вариант – воспользоваться услугами независимого эксперта, который после проведения внутреннего анализа дел компании, подскажет варианты разрешения сложившейся ситуации.

Увольнение, как решение

Иногда становится ясно, что единственным выходом из сложившейся ситуации станет увольнение пусть и горячо любимого, но не справляющегося со своими обязанностями родственника. Если член семьи наносит вред общему делу, то после предупреждения о его  неэффективной работе, он либо задумается и начнет искать выход, например, пойдет на курсы повышения квалификации, либо осознает, что своей работой он наносит вред не только семейному бизнесу, но и подводит самых близких людей. Поэтому единственным выходом станет подача руководителю заявления об увольнении по собственному желанию, что сделает каждый адекватный человек. В противном случае, принять решение о принудительном увольнении, которое делается как можно деликатнее, но на него способен не каждый руководитель семейного бизнеса.

Сначала бизнес, потом семья

Для решения кадровых вопросов в семенной компании лучше всего воспользоваться услугами HR-менеджера, который, являясь профессионалом с одной стороны, и не имея родственных связей с другими сотрудниками компании, понимает, каких людей следует подбирать под определенные бизнес-задачи. Как правило, у HR-менеджера имеются наработанные базы данных и необходимые связи, при помощи которых он сможет грамотно составить профиль искомого кандидата. При этом, зная характер людей, с которыми придется работать соискателю, он сможет интуитивно подобрать руководителя и кандидата с одинаковыми психотипами. Люди, работающие в одной компании должны идти к единой цели и говорить на «одном языке». Это является одним из важнейших факторов успеха и должно учитываться HR-менеджером, приглашенным в семейный бизнес, как и позиция руководителя, связанная с дальнейшим развитием бизнеса. Исходя из этого, должны быть подобраны сотрудники и сформирован кадровый резерв компании. При этом результаты работы специалистов подобранных со стороны должны быть превыше имеющихся в компании родственных связей. Но услуги HR-менеджера подходят для компаний среднего и крупного размера. Если же численность сотрудников семейного бизнеса невелика, то обязанности по подбору и управлению персоналом, руководителю лучше возложить на себя, со временем воспитав своего менеджера по кадрам.

В общем и целом, собственник семейного бизнеса, грамотный и лояльный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы компания работала, развивалась и приносила прибыль. Поэтому, чтобы бизнес не терял эффективность, не стоит давать преференции родственникам, которые, как и другие сотрудники компании должны работать на результат. В противном случае семейный бизнес погибнет, а вам вместе с родственниками придется искать новую работу.

Подходящие услуги нашей компании