+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
30.01.2012

Почему так важна налоговая безопасность?


Одной из главных составляющих успешного или только начинающего свое развитие бизнеса является налоговая безопасность, о которой, к сожалению, помнят далеко не все компании. Неблагоприятными последствиями для тех, кто не позаботился о ней, могут стать необоснованные претензии со стороны налоговых органов и как следствие, финансовые потери, банкротство и даже ликвидация бизнеса. Конечно, думать о негативе не стоит тем, кто своевременно и верно исчислил и заплатил все налоговые платежи, и заключил законные сделки с реальными партнерами, т.е. позаботился о налоговой безопасности.

Налоговая оптимизация

Как только у людей появились деньги и обязанности по уплате налогов или дани, они стали сразу же искать способы ухода от них. В настоящее время существуют рабочие «белые», «черные» и «серые» схемы ухода от налогов, которые являются первым и главным врагом налоговой безопасности. И неудивительно, что эти схемы хорошо знакомы сотрудникам налоговых органов. Это с одной стороны. С другой, никому не хочется платить в полном объеме все время растущие налоги, поэтому необходимо использовать легальные или «белые» схемы, т.е. речь идет об оптимизации налогов. И если серьезно и грамотно подойти к вопросу налоговой оптимизации, то изначально нужно разработать сильную налоговую политику компании, составленную на период времени - от года до трех лет. Разрабатывая грамотную политику компании необходимо учитывать такие нюансы деятельности, как структура и состав компании, особенности производственного процесса и прочее. В налоговой политике следует затронуть все стороны бизнеса, а также оптимизировать производственный, кадровый и управленческий процессы. Кроме того, перед тем как подписать тот или иной договор, в компании, заботящейся о собственной налоговой безопасности тщательно проанализируют будущую сделку, проверят контрагентов для того, чтобы не вызвать интереса у сотрудников налоговых органов.

Проверка контрагентов

Итак, важным моментом для налоговой безопасности помимо разработки налоговой политики компании является работа с проверенными и надежными, т.е. добросовестными партнерами. Это особенно актуально в современной России, где действует огромное количество фирм – однодневок, сотрудничая с которыми, в большей части компаний знают, на что идут, и в меньшей даже не догадываются о скрытой опасности. При этом сотрудники налоговых органов смогут легко выиграть судебный процесс при рассмотрении споров по НДС и налогу на прибыль, если докажут, что контрагент не осуществляет предпринимательской деятельности, а значит является «недобросовестным».

Для избегания подобных ситуаций необходимо максимально обезопасить себя и проверить партнеров перед заключением договора. И хотя этот процесс не легкий и затяжной, но все же лучше, чем пренебрежение, которое может обернуться претензиями со стороны налоговых органов и судебными разбирательствами. Первоначально следует подписать приказ и назначить ответственное лицо за проверку партнеров, а также разработать локальный документ, в котором будут оговорены случаи, когда необходима проверка. Среди критериев, которые могут повлиять на необходимость проверки можно указать известность компании, сумма сделок и их периодичность.Так, если вы намереваетесь заключить контракт на солидную сумму с известной компанией, пользующейся хорошей репутацией, то проверять ее на «добросовестность»  нет смысла.

Сбор информации

Если компания известна мало, то можно приступить к такому этапу проверки, как сбор информации о компании. И чем больше и достовернее будет такая информация, тем лучше. 

Общедоступная информация 

Вначале собираются общедоступные сведения о контрагенте, которые можно найти в средствах массовой информации, интернете, уделяя особое внимание сайтам судов. Проследить наличие «судебной истории» контрагента можно в таких справочно-правовых системах, как «Гарант», «Консультант» и прочих, где опубликована большая часть вступивших в силу судебных решений. Это поможет узнать, в каких процессах, и в каком качестве принимал участие контрагент и не имеется ли у него звания «недобросовестной» компании. Регистрационные данные о компаниях можно найти на сайте ФНС России, и сверить полное и фирменное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, юридический адрес и наименование исполнительного органа и т.п. Обратите внимание на юридический адрес контрагента, который не должен входить в так называемые «черные списки» налоговых органов и являться адресом массовой регистрации или вовсе существовать только на бумаге, являясь разрушенным строением или пустырем. Всю собранную информацию следует собрать в одну папку и поместить в специальный архив.

Официальная информация

После того как вы поискали информацию самостоятельно, необходимо обратиться к официальным источникам, которыми являются налоговые органы и органы статистики. Сделав соответствующий запрос в налоговую инспекцию можно получить выписку из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц с официальными данными о контрагенте. Это позволит удостовериться, что контрагент официально зарегистрирован, узнать его юридический адрес и прочее. Кроме того, если будет судебное разбирательство, то предоставление своевременно полученной выписки из реестра станет достаточным доказательством вашей осмотрительности для суда. Кроме того, выписку из отчетности можно заказать и в органах статистики. Этот шаг позволит оценить финансовое состояние контрагента. Третьим шагом на этапе проверки контрагента на «добросовестность» является получение данных от него самого. Такими данными могут быть копии Учредительных документов, Свидетельств о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет; копии приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера компании, о праве подписи документов; копии всех имеющихся разрешений и лицензий, на лицензируемые виды деятельности.

Информация «из первых рук»

Кроме того, не лишним будет представление документов, подтверждающих наличие у контрагента ресурсов и возможностей, необходимых для выполнения условий будущей сделки, например, основные средства, количество наемных работников и т.д. Можно и нужно попросить представить вам копии деклараций с отметкой налогового органа или копию с такой пометкой титульного листа; копию годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период также с отметкой о принятии налогового органа; выписку из книги продаж о совершенных сделках между компанией контрагентом и другим юридическим лицом, свидетельствующую о том, в какой сумме сделка была отражена в налоговых регистрах. Если вас что-то смутит в представленных документах или вы найдете расхождения с тем, что было сказано или показано ранее, попросите у контрагента разъяснения. Стоит отметить, что контрагент имеет право, но никак не обязан представлять вам затребованные документы, однако, если ему нечего скрывать и он намерен заключить сделку с вашей компанией, то выполнит вашу просьбу.

Договора

Нередки ситуации, когда компания использует только легальные схемы налоговой оптимизации, проверяет всех контрагентов на «добропорядочность» и вообще соблюдает установленные законы, но в результате налоговой проверки ей доначисляются налоги и выставляется требование об уплате штрафов и пеней. Подобные ситуации могут быть связаны с непорядком в собственной компании, например, с некорректно составленным и подписанным партнером договором, со скрытыми налоговыми последствиями и несогласованностями. Партнер, понадеявшись на опыт и квалификацию юристов вашей компании, подписал договор и тоже попал в неблагоприятную ситуацию.

Поэтому для обеспечения как собственной налоговой безопасности, так налоговой безопасности ваших партнеров уделяйте особое внимание тексту всех договоров, подлежащих подписанию. Нужно быть предельно внимательным к содержанию договоров и проводить их полный, и всесторонний анализ со стороны действующего гражданского и налогового законодательства.  Как правило, работу по составлению и анализу договоров поручают работникам, имеющим высшее юридическое образование и опыт работы в этой сфере, или обращаются к специалистам, но ни в коем случае не поручают это бухгалтеру или секретарю.

Внутренний контроль

Заботиться о налоговой безопасности и репутации в компании необходимо сотрудникам в целом, и бухгалтерии в частности. Поставленные цели по проверке сотрудников достигаются при помощи «системы внутреннего контроля». Так, устанавливается  контроль над деятельностью бухгалтерии при помощи услуг аудитора, который либо ежегодно проводит проверку, либо включен в штат компании. При помощи инициативного аудита можно выявить текущие ошибки и погрешности в деятельности бухгалтерии и дать руководству общую картину. Включение в штат аудитора во многих случаях оправдано, поскольку именно по вине бухгалтерии или по элементарной невнимательности совершаются глобальные ошибки в отчетности.

Говоря о налоговой безопасности, следует еще раз подчеркнуть, что о ней необходимо заботиться каждой компании, которая намерена функционировать и развиваться не один день, а также то, что именно налоговая безопасность является важнейшим звеном в бизнесе.

Подходящие услуги нашей компании