+7 (495)922-32-22
+7 (499) 487-33-10
понедельник — пятница, с 0900 до 1800
12.04.2012

Особенности принудительной реорганизации юридических лиц


В действующем гражданском законодательстве РФ о принудительной реорганизации юридического лица сказано в статье 57 ГК РФ, которая практически не менялась со дня вступления в силу первой части Гражданского Кодекса РФ.

Помимо нее нормативное регулирование принудительной реорганизации юридических лиц можно увидеть на уровне отдельных федеральных законов, в рамках которых оно постоянно развивается.

Антимонопольное законодательство РФ

Изначально, институт принудительной реорганизации начал формироваться в 1995 году, в рамках антимонопольного законодательства, которое в настоящее время также претерпело существенные изменения. Так, в 2002 году, действующие правила о принудительной реорганизации подверглись реконструкции в очередной раз. В соответствии с последними изменениями Антимонопольного закона право выдать предписание о принудительном разделении коммерческой или некоммерческой организации, осуществляющих предпринимательскую деятельность и занимающих доминирующее положение на рынке, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций вновь возникло у антимонопольного органа в случае, если они систематически осуществляли монополистическую деятельность. При этом систематическим осуществлением монополистической деятельности считалось совершение в течение трех лет, двух и более выявленных фактов ведения монополистической деятельности.

Антимонопольный орган мог выдать предписание о принудительном разделении или принудительном выделении коммерческой организации, если налицо были следующие факты:

  • 1. 
    если подобное выделение или разделение вело к развитию конкуренции;
  • 2. 
    если имеется реальная возможность для организационного и территориального обособления структурных подразделений;
  • 3. 
    при отсутствии тесной технологической взаимосвязи между структурными подразделениями организации;
  • 4. 
    при наличии реальной возможности для самостоятельной работы возникших в результате реорганизации юридических лиц на определенном рынке.

ФЗ «О защите конкуренции»

Сегодня антимонопольное законодательство в России сосредоточено в Федеральном Законе «О защите конкуренции», которым оно и представлено в гражданском праве.

Указанный нормативный акт устанавливает правила для осуществления принудительной реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения, которые в значительной мере отличаются от правил, закрепленных Антимонопольным законом. Особенно интересными для нас станут статьи 34 и 38 ФЗ «О конкуренции», предусматривающие возможность для ликвидации или реорганизации в форме выделения или разделения организаций, нарушивших нормы закона в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Суд может принять решение о принудительном разделении или выделении коммерческой организации исключительно в целях развития конкуренции и при выполнении следующих условий:

  • 1. 
    имеется реальная возможность для обособления структурных подразделений коммерческой организации и для самостоятельной деятельности, созданных в результате реорганизации юридических лиц на определенном рынке;
  • 2. 
    отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации.

ФЗ «Об электроэнергетике»

Немного изолированно в области антимонопольного регулирования находится Федеральный Закон «Об электроэнергетике», статья 25 которого, устанавливает возможность для осуществления принудительного разделения хозяйствующего субъекта в случае многократного злоупотребления  своим доминирующим или исключительным положением, в том числе, манипулирование ценами на оптовом или розничных рынках либо иной монополистической деятельности. Разделение проводится строго с учетом особенностей, определенных Правительством Российской Федерации. Ссылаясь на общие нормы антимонопольного законодательства ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает немного другие условия для осуществления принудительной реорганизации.

Банковское законодательство

Институт принудительной реорганизации знаком не только антимонопольному законодательству. Его активно использует законодательство о банках и банковской деятельности. Так, например, о возможности использования принудительной реорганизации в отношении коммерческих банков по требованию Банка России говорят нормы Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Если руководитель коммерческого банка получил такое требование, то он должен в течение пяти дней со дня его получения, созвать совет директоров или обратиться к общему собранию участников кредитной организации с просьбой о необходимости проведения реорганизации банка. Органы управления коммерческого банка должны в десятидневный срок с момента получения ходатайства о реорганизации банка известить Банк России о принятом решении. Реорганизация кредитной организации возможна не в форме выделения или разделения, а в форме слияния или присоединения.

О принудительной реорганизации банка можно прочитать и в Федеральном Законе «О Центральном банке (Банке России)», а именно в статье 74, в соответствии с нормами которой Банк России имеет право потребовать от кредитной организации проведения ее реорганизации в установленных в статье случаях.

Иные виды юридических лиц

О возможности принудительной реорганизации говорят нормы Федеральных Законов «О жилищных накопительных кооперативах» (статья 13), «О несостоятельности (банкротстве)» (статья 109), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (статья 43), «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (статья 37), «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике» (статья 6) и т.д.

Особенности

В связи с анализом указанных нормативных актов, основанием для осуществления принудительной реорганизации всегда выступает правонарушение, т.е., речь идет о нарушение какой-либо позитивной обязанности, установленной законом. Действующий Гражданский кодекс РФ, не содержит полного перечня способов принудительной реорганизации юридических лиц, указывая на выделение и раздел, в то время как специальные законы говорят также о слиянии, преобразовании и присоединении.

Интересным моментом являются условия и порядок осуществления принудительной реорганизации юридических лиц. Положения ГК РФ, вводят довольно общие схемы принудительной реорганизации, которые просты и лаконичны. Это реорганизация по решению суда, по решению уполномоченного государственного органа или по решению внешнего управляющего. При использовании третьей схемы внешний управляющий назначается судом по иску уполномоченного государственного органа, если решение о реорганизации юридического лица не было принято его учредителями или участниками, либо уполномоченным или органом. Перечисляя схемы проведения принудительной реорганизации юридического лица, Гражданский Кодекс РФ совершенно забывает указать на случаи, при которых  принудительная реорганизация исполняется по решению суда или по решению уполномоченного государственного органа.

Следующим недостатком ГК РФ является отсутствие указания на орган, который имеет право обращаться с исковым заявлением о принудительной реорганизации компании в суд, что нашло отражение в сложившейся судебной практике. Отсутствие конкретики, относит подобные вопросы на разрешение специальных федеральных законов. Например, по иску территориального органа юстиции может быть произведена реорганизация коллегии адвокатов, что прямо указано в статье 43 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Следующей особенностью принудительной реорганизации, предусмотренной ГК РФ является отсутствие указания на срок ее проведения, за исключением случаев предусмотренных некоторыми специальными законами. К примеру, статья 37 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» говорит о шестимесячном сроке для проведения реорганизации в форме присоединения. Таким образом, общие нормы снова отсылают нас к нормам специальным.

В действующем Гражданском Законодательстве РФ в части проведения принудительной реорганизации юридических лиц еще много пробелов и не состыковок, которые должны быть урегулированы законодателем в ближайшее время для того, чтобы институт принудительной реорганизации был хорошо разработан, а механизм ее проведения отлажен.

Подходящие услуги нашей компании