В Письме № MH-21-6/119 ФНС разъяснила некоторые вопросы государственной регистрации обществ с ограниченной ответственностью. Напомним некоторые моменты
В соответствии с п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания - внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и прекращается в момент внесения записи о его исключении из указанного государственного реестра.
В указанном письме ФНС напомнила, что налоговая инспекция не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон). Это правило ввел всем хорошо известный Закон № 312-ФЗ.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных ст. 23 Закона. В новой редакции Закона отказ возможен в случае:
- 1.
непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов;
- 2.
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- 3.
предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Закона;
- 4.
несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
- 5.
подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
- 6.
выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
В соответствии со ст. 24 Закона за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в ст. 23 Закона, отказ в государственной регистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Не стоит забывать, что на основании п. 2 ст. 25 Закона регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В названном Письме сделана ссылка на письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом Письме ВАС проанализировал положения указанной статьи Закона и дал ответ на большинство вопросов, которые могут возникнуть при применении Закона № 312-ФЗ. Подробно о содержании этого Письма мы писали в новостях от 29 апреля этого года.